Семья (родители и дети или супружеская пара) — это духовная, социальная, культурная и экономическая ячейка общества. — это люди, создающие систему взаимоотношений между собой на долгoe время. Кроме того, члены семьи выполняют общие задачи и функции.
Функции семьи:
- репродуктивная (рождение потомства)
- воспитание (воспитание детей, самореализация родительских чувств)
- хозяйственная или бытовая (обустройство жилья, удовлетворение материальных потребностей, распределение домашних обязанностей и обязательств, питание и отдых)
- эмоциональная (удовлетворение потребности в уважении, признании, симпатии, чувстве нужности, поддержке, заботе и защите)
- духовная (совместное проведение досуга и духовное обогащение)
- социальная (социальный контроль, семья как институт первичной социализации, соблюдение социальных норм, взаимодействие с социальными системами)
- сексуально-эротическая (удовлетворение сексуальных потребностей).
Семья, которая в полной мере выполняет вышеперечисленные функции, считается здоровой, зрелой, функциональной системой.
Если в семье есть зависимый человек ( алкоголик, наркоман, игроман), то рано или поздно это начинает отражаться на всех её членах, нарушая взаимоотношения и гармонию. В большинстве случаев в семьях, где есть зависимый наблюдаются осложнения, одним из которых является – созависимость. Система взаимоотношений в семье приобретает деструктивный характер, семья перестает выполнять свои функции и ухудшается качество жизни в целом.
Созависимые отношения
Зрелые отношения
Один из членов семьи берет на себя ответственность за жизнь другого, пренебрегая при этом собственными жизненными задачами и потребностями. Человек забывает о своих интересах, увлечениях, о личной жизни, растворяясь полностью в заботе, опеке и спасении зависимого. Пытается продолжать создавать комфортные условия для зависимого, решать его проблемы, прикрывать поступки.
Каждый сам несет ответственность за собственную жизнь и поведение. При этом происходит поддержка друг друга
Симбиотические отношения. Преобладание Мы – коммуникации. Нет разделения Я и моё, Мы и наше. Как с маленьким ребенком ( мы покушали, мы заболели, мы лечимся, мы обиделись и т.д.). Стыд и вина за поведение другого. Нет права на отличные от других мысли и взгляды. Панический страх расставания.
Эмоциональная разделённость. Здоровая коммуникация. Отношения друг к другу, как отдельной, автономной личности.
Есть право на отличные от других мысли и взгляды.
Жесткая система контроля и гиперопека. Навязывание своего мнения, приказы выполнять определенные действия или запреты, преуменьшение возможностей. Попытки проконтролировать зависимость: заглядывание в глаза, подслушивание разговоры, проверка карманов, угрозы друзьям, чтение смс переписки и просматривание контактов, слежка или наём частных детективов, закрывать дома под «арест». Делать все дела за зависимого, навязывание помощи.
Система уважения решений, мыслей, желаний, возможностей, потребностей, чувств, выбора друг друга. Объяснения, советы, просьбы, предложения, обоюдные договоренности. Самостоятельность.
Эмоциональная незрелость отношений. Холодная, обвинительная атмосфера, преобладание негативных эмоций. Запрет испытывать чувства. Эмоциональная закрытость.«Слив негативных эмоций» друг на друга. Обиды, стыд, вина. Нет права на отличные от других эмоции.
Эмоциональная зрелость.
Теплая поддерживающая атмосфера. Преобладание положительных эмоций. Эмоциональная открытость. Свобода в выражении чувств. Личная ответственность за чувства. Право на отличные от других эмоции.
Смешанные и размытые границы.
Нет четких представлений о том, что моё, а что твоё; что можно, а что нельзя. Отсутствие системы поощрения и наказания. Нет четкого распределения функций и обязанностей. Отсутствие личного пространства.
Четкие личностные и социальные границы.
Распределение функций и обязанностей. Санкции и поощрения. Личное время и пространство.
Иерархия в отношениях.
Отношения по типу Выигравший-Проигравший. Попытки доминировать и подавлять, подчинять или бунт. Соперничество. Конфликты, споры, давление, манипуляции. Обесценка.
Отношения равный – равному, в которых все остаются в выигрыше. Равноправное сотрудничество, компромисс
Переменчивый характер отношений.
То хороший, то плохой. То люблю, то ненавижу. Отсутствие поддержки в сложные периоды либо сверхопека в легкие периоды.
Стабильный характер отношений. Поддержка в сложные периоды.
Ролевое или неискренное, фальшивое общение. «Учитель-ученик». «Жертва», «Преследователь», «Спасатель». Использование масок.
Общение личностное, спонтанная близость. Снятие масок. Принятие друг друга такими какие есть.
Перекладывание ответственности. Попытки переложить свои проблемы на другого, обвинения. Воспоминание и упреки за прошлые поступки. Догадки.
Принятие ответственности. Прощение. Здравый, объективный взгляд на ситуацию.
Бездуховная атмосфера.
Отсутствие скрепляющих семью традиций и ритуалов. Нет совместного проведения досуга. Каждый сам по себе. Нет общих семейных ценностей. Духовное неравенство (кто-то более ценен, кто-то менее).
Духовность в отношениях.
Устойчивые семейные традиции. Совместный досуг. Чувство общности, целостности. Наличие семейных ценностей. Духовное равенство (каждый член семьи ценен одинаково).
Нездоровое воспитание.
Нездоровая сексуально-эротическая атмосфера (запреты на проявления сексуальности и на сексуальные темы, либо развращенность).
Воспитание не соответствует возрасту (относятся либо как к слишком маленькому,
либо как к слишком взрослому), отсутствие нормального воспитания
Нездоровые примеры для подражания (выпивка в семье, нездоровое поведение кого-то из членов и т.д.)
Либо только серхконтроль, либо только сверхзабота, либо попустительство.
Здоровое воспитание.
Здоровая сексуально-эротическая атмосфера в семье (родители при детях могут обняться, поцеловаться, детей вовремя информируют о том, откуда берутся дети и т.д.)
Воспитание меняется в соответствии с потребностями возраста ребенка.
Здоровые примеры для подражания
В воспитании гармонично соединены контроль, любящая забота и свобода.
Практичний психолог, сертифікований спеціаліст із хімічної залежності, член Української Асоціації Транзактного Аналізу (УАТА). Досвід роботи із залежними понад 10 років.